Обзор СМИ с 11 по 18 июля: Невозможно проснуться в другой стране
«Омская правда» за день до приговора разоблачила Навального и других оппозиционеров. В «Бизнес-курсе» сравнили Навального с авангардным джазом. «Коммерческие вести» нашли своих подсудимых «ни за что». В «Красном пути» - история об «экстремистах», спасающих наркоманов. «Вечёрка» и «Омская трибуна» диагностировали хроническую «метеозависимость» города. «АиФ» разбирается, почему жестокость стала нормой жизни, а «Ореол» узнал, как сделать родину комфортной.
Навальный и Офицеров стали главными героями этой недели. Просели индексы, граждане вышли на улицы, а пожеланием «на ночь» стало «Проснуться в другой стране». Омские газеты вышли, аккурат, перед завершением судебного процесса. Чтение остальных убеждает: «новая страна» - как и разруха – в головах. Просто так взять и «проснуться в ней» нельзя.
«Омская правда» в преддверии оглашения приговора опубликовала квази-политологическую статью «Зачем сеять ветер?». Странный «аналитик» (Ирина Светлова, за подписью которой выходили, вроде бы, статьи о расцвете подведомственной минкульту культуры), странное произведение: две колонки «подвала» - об «арабской весне», ещё две – о традиционном корыстолюбии отечественных революционно настроенных деятелей (начала двадцатого века). И все для того, чтобы заявить: «Цели у несистемной оппозиции очень практичны. Ну кто поверит, что Немцов, Собчак, Навальный – за Родину и народ? Они за себя, таких исключительных, но не допущенных к власти». Потом ещё - про мудрых сибиряков, которые за «разумный консерватизм» и за полезные митинги с созидательной целью. Думаю, сей нудный материал прочитали от силы несколько человек из девяти тысяч (декларированный тираж «ОП») – и те по долгу службы.
Об отсутствии у Навального «системности» и «идеологии» в «Бизнес-курсе» говорит юрист Дмитрий Шейко. Он тоже за такое гражданское общество, которое конструктивно общается с властью за круглыми столами, через общественные слушания и общественную же палату. Если бы я не знала Дмитрия много лет, я бы решила, что он ни разу не был на слушаниях и не знает, какое общество представляет та палата. Но уж в знании российской судебной системы ему точно не откажешь. На примере Ильи Дубина он объясняет, что используя суды в своих интересах, игнорируя с их помощью законные требования граждан, чиновники теряют ощущение реальности, забывают, что это дышло может обернуться и против них.
О «правильнописании» законов под руководством вечного спикера Законодательного собрания Владимира Варнавского рассказывает материал «Канули в лето». Законы на все вкусы - для народа, для себя, для коллег, для врагов, для ребят и для зверят – раскладывала по полочкам Наталья Коробова.
Уж у кого системности и идеологии выше крыши, так это у коммунистов. И партийная печать, по заветам Ленина, у них тоже имеется – «Красный путь». Половину номера он подводит итоги «красной» парламентской деятельности на всех уровнях – от местных советов до Госдумы, параллельно разоблачая окопавшееся там властное «большинство». Разоблачения с уголовным уклоном объединяет традиционная рубрика «Криминальная хроника»: суд по делу экс-министра Михаила Тюфягина, обвиняемого во взятках и злоупотреблениях, экономия на обслуживании инвалидов в Шербакульском районе и «экстремизм» в борьбе против наркотиков в Марьяновском районе. В первых двух случаях прокуратура нашла криминал в действиях чиновников. А в последнем под прессинг силовиков попала межрегиональная некоммерческая организация. Сотрудники центра Э, ФСБ и (почему-то) МЧС увезли из реабилитационного центра двенадцать пациентов и получили от них несколько жалоб о принудительном удержании. В результате разорения гнезда экстремизма два человека «сорвались» и вернулись к зелью, а те, что решили долечиваться, рассказали о «давлении». После такого провала силовиков последовала попытка найти экстремистов уже в Омске, но и она сорвалась – грамотные пациенты отказались ехать c добрыми дядями-полиционерами.
Пока суд в Кирове листал дело Навального и Офицерова, в Омске под следствием и на скамье подсудимых оказался экс-начальник ГИБДД. Он доказывает, что и его дело «сшито» по чьему-то заказу. О начале процесса над Сергеем Дмитриевским пишут «Коммерческие вести». Улетевшие в неизвестном направлении выхлопы его личного автомобиля вряд ли расскажут, заправлял он машину казённым бензином в служебных целях или для нанесения ущерба госбюджету. Сам экс-полицейский утверждает, что ему мстят. Лукавит, наверное. Как это полиция может фабриковать дела и злоупотреблять правосудием?! Так ведь можно договориться и до того, что ГИБДД протоколы на «маршруточников» составляет «по заказу»!
Кстати, газета публикует уже седьмую часть эпоса «Мёртвые маршрутки» - о транспортном рынке и месте на нём частного извоза. На сей раз – репортаж о встрече предпринимателей, мэрии и полиции. Понравилась реплика директора департамента транспорта Осинского: «Что касается придирок гаишников, то мне кажется, что мы сами создали эту ситуацию. Вот не трогают они муниципальный транспорт…» Правда, «гаишники» открестились от обвинения в лояльности и сказали, что очень даже трогают - и даже наказали муниципальных перевозчиков втрое больше, чем частных.
Проблемы муниципальных перевозчиков во всей красе представляет «Вечерний Омск», на первой полосе которого – автобус и пассажиры посреди водного потока. Хляби разверзлись, и началось: повсюду – потоп, в домах – короткие замыкания, на улицах – провалы асфальта, на перекрестках – «сдохшие» светофоры. Ответственные чиновники объяснили катаклизм тем, что так в Омске «сложилось исторически»: ливневой канализации нет, а если есть – почему-то не работает при ливне. А на строительство новой, ремонт и чистку старой нет денег. В этом же номере: «Депутаты не снижают активности», «Музей или конюшню? Что хотят видеть в Омской крепости омичи», «Школьная драка и её серьёзные последствия», «Центр Омска очистят от рекламы, которая портит городской пейзаж» и другие оптимистичные новости из жизни мегаполиса.
По данным «Омской трибуны», ливень накрыл чуть не всю область, а больше всего досталось Седельниковскому, Большеуковскому и Саргатскому районам. Я сама в тот день была в Нефтяниках, где вода обычно быстро утекает в Иртыш. Судя по фотографии в «ОТ», в центре было… глубоко. Как говорил старшина Васков, «в общем, вам по пояс будет». Газета советует омичам запастись резиновой обувью. Может, сразу гидрокостюмами? «Ливневку» же строить все равно не собираются, и надежд на то, что город когда-то станет комфортным для людей, все меньше.
Днём страшно столкнуться с «отморозком» или провалиться в яму посреди дороги, вечером просто страшно. Драки, разборки со стрельбой, пьяные «беспредельщики», депутаты с пистолетами, моторизованная «золотая молодёжь»… «Почему мы такие агрессивные?» - задаются вопросом «Аргументы и факты». По словам автора курса по экстремальному вождению, водительские права на день рождения стали самым популярным подарком. Психолог говорит о накоплении агрессии у детей из неблагополучных семей, особенно, на окраинах. А представитель полиции советует: «Самый лучший способ снизить уровень агрессии по отношению к себе – не оказывать сопротивления. Не спешите реагировать на провокации. Не отвечайте на грубость и насмешки в ваш адрес».
Ага, будьте овцой, и к вам потянутся. Может, поэтому молодёжь, да и поколение их родителей, всё больше склоняются к нехитрому решению: «Валить»? Свой способ решить проблемы «малой родины» предлагает в «Вашем Ореоле» бизнесмен Борис Коваленко, который построил в родной деревне в Муромцевском районе стадион, церковь, детский сад, дом ветеранов, библиотеку, а сейчас на паях с областным бюджетом строит школу. «Если бизнес не будет помогать государству, завтра нам придётся уехать из страны», - говорит он. Правда, сам он таки уехал в Москву, и помогает уже оттуда. Увы, но даже его опыт говорит в пользу «валить».
Факты таковы, что бизнес даже сам себе помочь не может, а стоит ему захотеть помочь стране (а не государству), как его начинают подозревать или в политических амбициях, или в желании оттяпать госсобственность. Поэтому подарки стране, области, городу, деревне (часто, без их желания или даже вопреки ему) делает государство или одобренные им «правильные» бизнесмены. Так возникают «данайские подарки» в виде улицы Чокана Валиханова с подземным переходом, собора вместо сквера или «Омской крепости» с рестораном и кузницей. В «Четверге» - классический образец такого подарка: реконструкция «Птичьей гавани». Как назвать человека, который пытается заставить природу существовать по его правилам? Вандал или дурак? Не загонишь рыбу в отравленный водоём, не заставишь птиц селиться на вырубке, не прикажешь ёлкам расти в напёрстках, не переселишь чаек на новые гнездовья. Но именно это упорно делают в Омске, называя природоохранной деятельностью или обеспечением безопасности полётов.
А тот, кто считает, что это «распилы» и «растраты» - посмотрите на Навального. И запомните: вы проснулись в прежней стране.