Что делать с машинами на газонах? – озабочена «Вечёрка». «Мониторить», - отвечают «Ореол» и «Четверг». «Красный путь» и «АиФ» хотят обратно в город-сад, «Омская трибуна» шествует туда вслед за экологами, но обозреватель БК им не верит. «Омская правда» заехала в Птичью гавань, а КВ и рады бы заехать, да велодорожек нет.
«Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи»
Ай да Пушкин, ай да «наше всё». Коротко и ёмко выразил мысли далёких потомков, живущих на расстоянии 200 лет от него. Лето началось, в отпуск хочется, а мы сидим в городе. И Пушкинский день прошёл, и день охраны окружающей среды…
Пыль, гарь, духота. Выходишь во двор своей многоэтажки, где ещё весной разбил клумбу, а там… «автовладельцы паркуются на газонах и детских площадках». Так в прозе описывает проблему «Вечерний Омск», корреспондент которого гулял по городу в компании сотрудника ГИБДД. Инспектор жаловался, что ничего не может сделать с теми, кому удобно ставить машины на тротуарах и клумбах. До 2008 года можно было - тогда в областном законодательстве было предусмотрено наказание за парковку на газонах. А теперь нельзя – нужные статьи из закона убрали. Вот ведь чудо! В других странах в законодательных органах открыто работают, например, табачное, нефтяное или металлургическое лобби. В Омске же тайно действуют мощные лобби любителей парковаться на газонах и вырубать деревья. Это не говоря о борцах за передачу муниципальной собственности в частные руки.
Про таких деятелей и их оппонентов пишет «Красный путь», вынесший на первую полосу лозунг последних лет: «Нам не нужен город-пень». Основным информационным поводом, впрочем, стало не само шествие в защиту зелёных зон Омска, а участие в нём молодых коммунистов и депутатов от КПРФ. Они советуют, чтобы чиновники забЕгали, вывести на улицы не 250 человек, а 20 тысяч. Автор же, Евгения Лифантьева, пришла к выводу, что «под шумок войны между городом и областью значительная часть городских земель, в том числе парков и скверов, приХватизирована ловкими коммерсантами, которые теперь на совершенно легальных основаниях могут вырубать последние деревья».
О другом проявлении той же ловкости газета рассказывает на второй полосе: «С венком у… забора» оказались ветераны, пришедшие к мемориалу павшим воинам рядом с мебельным комбинатом №1. ООО «Прогресс» захватило землю, огородило забором и фактически разорило комплекс. Пока ветераны жалуются - вначале одному, теперь другому мэру, - фирма успела возвести на территории мемориала огромный ангар.
О том, что происходит на территории «Птичьей гавани», которая вроде бы не захвачена, а остаётся областным природным парком, пишет «Омская правда». Судя по фотографиям Евгения Кармаева, деревьев там почти не осталось, но высажены саженцы, идёт строительство, плавает утка с утятами. Газета сообщает, что «со стороны Парка Победа» возводится 14-метровая смотровая вышка «Маяк», а рядом с остановкой «6 таксопарк» скоро появятся хозблок и реабилитационный центр для птиц». Ещё будет беседка «пергола», и детский центр, под который уже забили сваи. Птицы и рыба, как говорят сотрудники парка, чувствуют себя хорошо. Чайки отложили яйца в гнёзда (к середине июня, наверное, уже и высидели птенцов), и, как уверяют читателей, водоплавающие птицы тоже чувствуют себя хорошо. Может, я что-то путаю, но я с детства запомнила, что чайка – хищник и враг уток. И почему учёные кольцевали чаек, а не уток?.. Хорошая статья. Будоражит и вызывает вопросы.
«Лесоповал уже достал!» - вопиет в «Омской трибуне» заголовок статьи о шествии в защиту парков и скверов. Пока протесты общественности остаются гласом вопиющего в пустыне. И судя по темпам рубок, скоро эта «пустыня» перестанет быть фигурой речи. По данным еженедельника, после митинга в защиту Воскресенского сквера стремительно был уничтожен скверик у корпуса Медакадемии в Нефтяниках, началась вырубка на Гашека (Московка-2). А в опубликованном на неделе «рейтинге чистоты» российских городов Омск оказался в десятке аутсайдеров. При этом оценивалась не только чистота воздуха и воды, но и качество городской среды – обращение с отходами, транспорт, энергопотребление и другие параметры хорошей жизни.
Доступность инфраструктуры и удобство города для инвалидов и мам с детскими колясками исследует журнал «7», вспомнивший, видимо, что Омск тоже называют «градом Петра», и выбравший для статьи «питерскую» тональность: «Поребрик вам в парадную, или прохода нет». Иных поводов для столь частого использования неходового в наших палестинах слова «поребрик» я не нашла. Второе слово, чрезвычайно полюбившееся автору – «сточенный». Это про бордюр-поребрик, который либо «сточен» ногами пешеходов, либо еще не «сточен». Качественный фоторепортаж доказывает: для удобства наша жизнь мало оборудована, но виноваты в этом… коммерсанты, не желающие сделать тротуары удобными для своих же посетителей.
«Ваш Ореол» развивает экологическую тему, заострив и без того острую проблему: «Грязнее Омска только Пермь». Оказывается, в рейтинге, составленном Министерством природных ресурсов РФ, Омск занял 81-е место среди 82-х крупных городов. Одной из причин такого афронта, по версии газеты, стало отсутствие системы мониторинга экологической ситуации: «Аутсайдерами стали в первую очередь те города, которые не смогли предоставить достаточный объем данных». Однако, и без них город заслужил статус экологически неблагополучного: каждый день от рака в Омске умирают 11 человек.
Несмотря на это, всегда находится кто-то, сомневающийся в искренности защитников природы и объясняющий их активность чьими-то скрытыми экономическими интересами. В общем, корыстные они, и зелень им нужна совсем другая. На этот путь встал и обозреватель «Бизнес-курса» Александр Очаковский. Он предлагает экологам не устраивать шумных акций, а тихо обустраивать неухоженные омские парки, которые оставляют желать лучшего. В пылу разоблачения «экологического свистка» он предложил вырубить те деревья, которые городу не нужны, поскольку закрывают красивые фасады. Например, снести голубые ели перед зданием Управления судебных уложений. Если кто не в курсе, это Законодательное собрание, деревья перед которым вырубили 25 декабря 2005 года. На всякий случай (опять же, если кто не знает) открою тайну: памятника Ленину там тоже нет.
На соседней полосе журнал продолжает летопись деяний другого тайного лобби – за прибирание к рукам чего-нибудь муниципального. «Омскэлектро» не получит никто» - сообщает БК, удивляя этим феноменом: почти погибшая и финансово безнадёжная муниципальная компания вдруг стала вполне состоятельной и резко сократила размер долгов. Угроза банкротства миновала, менеджмент справляется без посторонней помощи, чего и всем желает.
Надо признать, в Омске и области есть не только население, но и власть, которая тоже бывает озабочена проблемами граждан. Например, на минувшей неделе мэр и губернатор, во-первых, опровергли слухи об очередной информационной войне и вместе объехали город, во-вторых, проверили объекты, ввода которых, как считается, ждут горожане. Журналист «Комсомольской правды» путешествовал и опровергал вместе с ними. Там он и узнал, что 26 декабря в городе планируется открыть велотрек. Вероятно, это ответ на многочисленные просьбы о велодорожках. Несимметричный, правда.
«О велосипедах и массовости» пишет бывший омский журналист, а теперь - заграничный колумнист «Коммерческих вестей» Виталий Володин. Ссылаясь на опыт и исследования иностранных учёных, он пишет, что интересы «профессионального» велосипедиста и «массового» - диаметрально противоположны. Первому уютно на трассе, среди машин, а второму подавай обустроенные дорожки, изолированные от другого транспорта. И если относиться к велосипеду только как к «кузнице олимпийских медалей или занятию для молодых экстремалов», никакого массового пересаживания на велосипеды и поездок на природу и за здоровьем не будет.
Когда-то в Нефтяниках была велодорожка (я её помню), да и генплан предполагал развитие этого «вида транспорта». Впрочем, с тех пор много воды утекло, а гепланов - забыто. Бывший главный архитектор Омска Альберт Каримов в интервью «Аргументам и фактам» говорит, что и новый план уже не выполняется, поэтому стоит принять более реалистичные градостроительные документы. «Центр надо спасать», а вернуть городу звание города-сада – необходимо. И ещё реально. Рецептов немного: сохранять родное и историческое, но планировать и управлять городом с учётом прогрессивных моделей. Не пускать в центр личные автомобили и «максимально развивать общественный транспорт, включая трамвай».
Именно транспорт вносит основной вклад в загрязнение городского воздуха. «Четверг» рассказывает, как измеряется загрязнённость атмосферы, как влияют на показатели погода и климат, где находятся посты наблюдения, как они выглядят и почему их не хватает. Оказывается, 5 июня в честь дня защиты окружающей среды предприятия Омска на несколько часов приостановили вредные выбросы в атмосферу. Эту акцию назвали «Ночь негативного воздействия на окружающую среду». О её результатах еженедельник не сообщает. Может, вы что-нибудь почувствовали?
|