Красный день календаря, день седьмого ноября пришёлся на четверг – после выхода всех еженедельников. Поэтому запоздавший на годы триумф компартии опоздал ещё на неделю – и обошёл коммунистов стороной. Первого секретаря обкома КПСС Манякина «приватизировали» и монетизировали другие.
Впрочем, это можно сказать практически обо всех свершениях, богатствах и даже памяти растащенной на части социалистической Родины. Отслуживший 26 лет первым секретарём обкома КПСС Сергей Манякин был «официально» забыт на 27 лет. Власть старательно дистанцировалась от него – и продолжает это делать, застенчиво примазываясь к позитивной «ауре» этой фигуры. Даже бюст Манякина установила общественная организация. Тем не менее, на его открытии отметились все официальные лица. «Омская правда» решила не рисковать и, как бы продолжая прежнюю информационную политику, опубликовала репортаж о событии аж на 34-й странице, в «подвале», ниже «Утренней звезды». Язык анонимной заметки навевает мысли об отчёте сельхозотдела обкома: «Опираясь на учёных, он предлагает севообороты с чистыми парами. В конце 80-х паровой клин достигал 25 процентов».
Подзаголовок статьи о сдаче «проблемного» дома тоже перекочевал из обкомовской газеты: «В доме на улице Малиновского 40 дольщиков получили квартиры».
Когда-то, в том социалистическом далеке, власть и предприятия «давали» квартиры, а новосёлы их бесплатно «получали». Но эти-то выстраданные квартиры, вроде бы, не подарок. Они построены на деньги дольщиков. Граждане не только заплатили за них немалые деньги, но ещё и покрыли расходы на «мошенничество» и достройку, семь лет ожидая своей недвижимости. С другой стороны, часть недостающих денег выделило из бюджета правительство, «откупившись» от протестов дольщиков - и сократив расходы на всех остальных. Историю мытарств и голодовок покупателей квартир на Малиновского вспоминает «Четверг» и даже иллюстрирует статью той же, что и ОП, фотографией Евгения Кармаева, только черно-белой. Автор напоминает, что это не последняя «замороженная» и брошенная многоэтажка. Как минимум, шесть домов ждут помощи из бюджета – уже обещанной.
За жуликоватых или неумелых застройщиков и плохой контроль уполномоченных органов опять расплатятся все омичи. В репортаже «Вечернего Омска» про легендарного первого секретаря рассказывают всё те же мэр, губернатор и помощник Сергея Иосифовича, выступавшие на открытии бюста. Чиновники говорят о главном секрете его успеха (и, видимо, предмете их зависти): «Он всё контролировал».
Виктор Назаров, повторяя мантру о «тех качествах, которые неоценимы для любого руководителя», демонстрирует, что год повышения губернаторской квалификации не прошёл даром: он уверовал в управленческие технологии «вертикали». В городской газете репортаж тоже стыдливо спрятали на 30-й странице (из 32-х). А на первую полосу вынесли местный символ «вертикали» - каланчу, на фоне которой написан приговор муниципалитету:
«Доля доходов Омска в областном бюджете: 34,2% - 2000 год 16,1% - 2007 год 9,5% - 2014 год»
Воистину: бывает гоп-стоп, бывает бессовестный грабёж, а бывает – консолидированный бюджет. О разных способах изымания денег у населения и экономии на нём пишет «праздничный» «Красный путь». Открывает номер информация о слушаниях в Верховном суде по поводу ОДН, продолжает - отчёт с пресс-конференции о беспрецедентно скудном бюджете города и области, новости о предстоящем повышении тарифов, кредитных ловушках, повышении зарплаты депутатов Госдумы и т.п. денежных сюрпризах и жульничествах. Посмертного чествования Манякина в газете нет. Символическим памятником ему может служить разве что оставшийся на полях хлеб, который журналисты увидели во время поездки по районам.
Об этом же «памятнике» пишет «Бизнес-курс», начавший публикацию серии статей Сергея Сусликова «Враги народа. Как они убивали манякинскую деревню». Об этом журнал писал не раз, а те, кто видел деревенскую разруху своими глазами, ничего нового о ней, увы, не узнают.
Полную же историю обманов, грабежей и надувательств на просторах Западносибирской равнины ещё предстоит написать. Особо изощрённой издёвкой выглядит публикация – буквально через несколько страниц - рейтинга крупнейших компании области за 2012 год под названием «Омское достояние». Треть «достояния» занимается торговлей, шестнадцать фирм процветают в пищевой отрасли, а гордость Манякина – сельское хозяйство – очевидно, попадает в один раздел с «прочими» (общим количеством пять компаний). Выручка «золотой сотни» в 2012 году выросла на 12% и превысила 362 миллиарда рублей (примерно, 12 миллиардов долларов).
Это на уровне одной крупнейшей компании Москвы. Если есть время и желание, можно выбрать из списка только географически омские и посчитать, сколько налогов уходит «на сторону».
Василий Романов вытянул на откровенность главу городской культуры Владимира Шалака, который пожурил общественность, которая «придумала два миллиарда виртуальных» рублей на Омскую крепость, и похвастал, что в условиях скудного бюджета власти нашли инвесторов для «Обозного сарая».
Инвесторы, как водится, пожелали остаться неизвестными, а чиновники мэрии с исключительно благими намерениями – неправильно понятыми и несправедливо критикуемыми. Всё как всегда.
Многомудрый гость Омска Сергей Бабурин, приехавший на открытие бюста, поделился с «Вашим Ореолом» откровениями о том, как бы мы зажили, если бы «Газпром нефть» не выстраивала хитроумных схем. И если бы бюрократия не была компрадорской… И если бы коммунисты имели другую идеологию… И если бы Навальный был настоящей оппозицией… И если бы у Наполеона была газета «Правда»…
И если бы бабушка была дедушкой… Впрочем, это уже не из интервью.
Всплеск ностальгии по советскому времени и её выплеск на телеэкраны привлёк внимание и обозревателя «Коммерческих вестей» Елизаветы Кривощёковой. Журналисты, пересказывая биографию Манякина, титуловали царицу полей кукурузу овощем, её пропагандиста, первого секретаря ЦК КПСС Хрущёва – генсеком, а стабильно высокую цену на мясо в коопторгах (три с полтиной) – брендом Омской области советского времени.
В общем, легенда готова. Как бы теперь её правильно использовать, чтобы скрасить беспросветное существование при катастрофическом бюджете?
О нём, о скудном, рассказывается в репортаже с публичных слушаний в Горсовете. Но мэрия, как настоящий «кремлёвский мечтатель», с уверенностью смотрит в завтрашний день. Оценивая финансовые потери омских предприятий с начала года в 14 процентов, ожидая сокращение трудоспособного населения, департамент экономики прогнозирует… дальнейший рост экономики.
«Гвозди бы делать из этих людей».
Вот только никто из них не может объяснить, почему дорожают яйца. Самая знаменитая бабушка Омска Алевтина Рапацевич, практически колумнистка «Аргументов и фактов», спрашивала о повышении цен у председателя Горсовета и мэра, но все, по её словам, говорят, что так и должно быть: комбикорм, дескать, подорожал. Не иначе, из-за него же вырастет и стоимость проезда до Берегового – аж до тридцати рублей. Об этом же пенсионерка планирует говорить и с губернатором, но уже уверена, «что обосновать сегодняшнее повышение цен можно только желанием некоторых урвать кусок побольше да пожирнее».
А почему бы и не урвать? 7 ноября прошло. Бюст открыли. Память гражданина и коммуниста почтили. Заслуги отметили. Мероприятие «оптичили». Можно и дальше жить по-новому, по-капиталистически.
|