27 мая 2012 в конференц-зале ТОЦ «Фестиваль» состоялось событие, состоящее из двух частей. В первой Максим Кац и Илья Варламов представили свои просветительские «Городские проекты». После перерыва свои проекты презентовали уже омичи, представители движения «Омск! Город для людей».
Максим Кац, Maxkatz, в основных чертах повторил свою лекцию, прошедшую в апреле-месяце во «Флагмане». Максим вновь начал с демонстрации слайдов Сантьяго-де-Куба – города для медленного (пешего плюс велосипед) перемещения людей. Площади Сантьяго-де-Куба – пример внимания к деталям и умения обустраивать городскую среду. Это всё потому, что на социалистической Кубе мало автомобилей.
В современных городах идёт столкновение интересов города и автомобиля. Американцы живут в пузыре: дом – авто – офис. Городов в классическом понимании в США не существует – дороги без тротуаров, отсутствуют площади. Ссылаясь на западные оценки, докладчик показал преимущества использования городской территории под общественный транспорт, пешеходные зоны и велосипед.
Когда Каца спросили, а профессионал ли он в вопросах устройства удобной городской среды, он ответил, что нет. На вопрос «Что делать?» Максим Кац предложил «объяснять людям, показывать альтернативу, избираться в депутаты и менять власть изнутри».
Zyalt, Илья Варламов, посетивший за последние годы свыше ста стран, привёл в качестве положительных примеров Грузию и Сингапур. Высшее руководство Грузии проявило политическую волю и сейчас там стопроцентная Европа. Все знают, что власть уволили всех гаишников и набрала честных людей – исчезли взятки на дорогах. В стране исчезла коррупция, нет бандитов, изменился менталитет. Грузинская полиция пользуется 95% поддержкой у народа. Илья рекомендовал всем посетить эту замечательную гостеприимную страну.
Сингапур – вот это идеальный город. Когда эта крохотная азиатская страна в 1959 году обрела независимость, в ней ничего не было, ни промышленности, ни полезных ископаемых. Даже питьевую воду закупали на материке. Реформы начали с того, что уволили всех старых (коррумпированных) судей и назначили на их место независимых адвокатов, которым положили гигантские оклады. С коррупцией было покончено. Сегодня Сингапур – это другая страна, место привлекательное для жизни, страна с высоким уровнем дохода.
Штрафы в Сингапуре: $500 – за жвачку, за еду на улице или кока-колу; $1000 – за курение, за переход улицы где попало; $1000 – за корм голубей, за выгул собак в неположенном месте.
Илья сопровождал рассказ слайдами Сингапура, которые подробно комментировал и проводил сравнение с Россией. В России как только купил автомобиль, так сразу «король» - паркуются под окнами, останавливаются, где попало, моют авто на газонах. Как будто автовладельцы – это господствующая раса, и обязаны все уступать им дорогу и «почему бензин не бесплатный?»
В Сингапуре автомобиль просто так не купишь. На право приобрести автомашину есть ограниченные квоты. Когда подходит очередь, можно купить авто, заплатив большой-большой налог. За пользование дорогами автоматически взимается плата. «Пересёк черту – плати денежку». Бросить автомобиль нельзя – очень большие налоги. Поэтому, все, кто уезжает на длительный срок, автомобиль продают.
Максим и Илья рекомендовали российским городам развивать скоростной трамвай, велосипедные дорожки и пешеходные зоны. Об отсутствии тротуаров в Омске был вопрос, московские блогеры подтвердили важность пешеходных тротуаров и дорожек, по которым можно ходить по городу пешком. В ход пошли фото сингапурских мостов, там пешеходная зона отгорожена от дороги стеной зелёных насаждений. Это место стало аналогом набережной, любимым местом отдыха горожан.
Максим Кац и Илья Варламов наметили основные направления «Городских проектов». Это лекции, переводы, измерения, а также юридическая поддержка и поддержка кандидатов в депутаты. Первой переведут с немецкого книгу «Как надо изменять города», изданную ещё в 1959 году. Максим Кац и Илья Варламов ответили на все вопросы присутствующих, изрядно затянув с окончанием презентаций.
После перерыва настала очередь проектов общественного движения «Омск! Город для людей».
Именно под таким названием была опубликована программа преобразования Омска в период «Гражданина-мэра». Её автор - архитектор Альберт Сумин (Aliksumin) подготовил проект «Как сделать Любинский проспект пешеходным?» Слушателям была представлена его презентация по Skype. Когда связь прервалась в очередной раз, московские блогеры тихо покинули зал. Если бы заранее прочитать о проекте пост в журнале Альберта, то время можно было потратить на обсуждение любопытной концепции «омского Арбата».
Доклад Omchaninа был для меня последним, ближе к девяти вечера меня потеряли дома и я ушёл не дождавшись окончания мероприятия. Однако сообщение Игоря Фёдорова я выслушал с большим интересом. Он докладывал по презентации «Развитие ЛРТ-системы в Омске», подготовленной омским отделением ОД «Город и транспорт»: Юрием Романовским и Алексеем Мартовым. Кто не понял ЛРТ – это скоростной трамвай, так сказать современный скоростной (внеуличный) пассажирский транспорт. Прошло четверть века, и у меня появились соратники по решению транспортных проблем в Омске. Ура!
Как только авторы опубликуют свои докладов на «Omsk1716. Город для людей» продолжим обсуждение в ЖЖ-сообществе.
См. подробности в фотоальбомах: Гражданин-мэр и Омск-300
|