У Омска украли центр. Это произошло не враз. Постепенно. Но факт остается фактом: центра нет. Выбираясь в номинальный центр из своих Порт-Артуров, Амуров и Старых Кировсков, горожане пробегают по магазинам, чтобы снова вернуться на, возможно, не очень уютную, но обжитую окраину.
Правда, несколько раз в год центр переживает массовый наплыв горожан: в День Победы, День города и на открытие "Флоры". В такие дни полиция и транспорт даже переходят на особый режим работы. Походы в театры, Концертный или Органный зал или с детьми в музей - мероприятия редкие, а в большинстве семей - практически исключительные. Ехать в центр, чтобы погулять или посидеть на лавочке у фонтана, никому в голову не приходит.
Но ведь там, где человек присел, он может "оставить деньги". И что плохого в желании человека посидеть на воздухе после или в середине рабочего дня, перекусить, выпить кофе или пива? Найти бы место... Где может отдохнуть мама, в выходной отправившаяся с детьми по магазинам? Если бы она могла сесть, вытянув ноги, выпить кофе или сок, пока дети танцуют, играют или едят мороженое, - она бы специально спланировала свой поход с посещением таких мест. Нам говорят: "МЕГА убила Любинский". И дальше будет убивать, потому что там можно совместить покупки, прогулку и отдых.
Правление Виктора Шрейдера оставило Омску несколько неприятных наследий. Одно из них - фактическая ликвидация уличных кафе. Усилия предпринимателя по открытию магазина, ресторана или кафе, наверное, сопоставимы с потерями времени на то, чтобы поставить рядом с уже работающим объектом столик и четыре кресла. Даже парки почти "зачищены" от уличных заведений - такое впечатление, что доступ туда получают единицы. На том же Любинском мама с детьми или муж, сопровождающий жену, могут зайти только в стационарные кафе и рестораны с немаленьким "средним чеком". Чем привлекает плац у Торгового центра - там есть лавочки, на которых можно посидеть и выпить бутылку газировки, купленной во время похода по магазинам.
Можно мечтательно вспоминать Париж и Прагу, где перед магазинчиками на тротуаре обязательно стоит столик и стулья, где варят кофе и наливают пиво, где на площадях играют музыканты, на набережных рисуют художники, танцует молодежь. Можно бесконечно тосковать по бывшему Саду пионеров или мечтать о новой Омской крепости. Бог с ним, с садом и оленем, его не вернешь. Почему нельзя включить музыку у фонтана на площади Дзержинского или в раскаленной под солнцем крепости, пустить туда всех - музыкантов, художников, роллеров, ремесленников, предпринимателей и даже оскорбляющих эстетические вкусы шашлычников? Они откроют кафе, наставят лавочек и зонтиков, организуют прокат игрушек, устроят аттракционы для детей, танцы для молодых и старых. Они пополнят тощий бюджет, и как минимум, сами не будут его иждивенцами.
Центр есть, надо всего лишь наполнить его людьми - отдать его людям.
(Для "Вечернего Омска", 24.03.14)
|