В кои веки омским еженедельникам пришлось вспомнить, что когда-то газеты были ежедневными. Правда, не уверена, что Юрия Гамбурга арестовывали в воскресенье только ради этого. Как бы то ни было, но главные материалы недели писались и сдавались в авральном режиме, "на флажке".
Странно читать эти материалы. За последние годы я уже привыкла к присутствию Гамбурга в СМИ - портретом, поминанием всуе, поношением его лично или его подчинённых. Если честно, мне так и непонятно, что именно стало причиной его «демонизации». Где те горы компромата, о которых пишет «Вечерний Омск»:
«Нет среди омских чиновников ни одного, кто бы оброс таким количеством компромата, вокруг которого разгоралось столько скандалов и который при этом так долго оставался в высших эшелонах власти»? (Кстати, после «скандалов» я бы поставила запятую.)
То ли негативный имидж департамента недвижимости, о котором многие предприниматели имеют далеко не лучшее мнение, распространился на бывшего директора, то ли его странный карьерный взлёт будоражит умы. Но согласитесь, даже гектары «огородов» - ничто по сравнению с раздачей городской недвижимости при Евгении Белове. Да и особняки полежаевских чиновников взрастали на заповедных городских землях без его помощи. Почему же именно к нему столь пристальное внимание?
Гамбург для Омска – то же, что когда-то Троцкий для партии. Что ни случись - «без Льва Давыдыча Юрия Викторовича не обошлось». Теперь в лучших номенклатурных традициях должны, не дожидаясь приговора, исключить вице-губернатора из партии и уволить с работы. Потому как запятнал честь и засорил ряды.
«Коммерческие вести» для начала заминусовали Юрия Гамбурга в рейтинге, а начальника УФСБ, которое и собрало материалы на уголовное дело, Игоря Бондарева вывели в плюсовики. А как же, защитил богатства Родины от наймита и космополита.
Похоже, рейтинг КВ переписывался и переверстывался в спешке: обычно самизнаетекто под псевдонимом Рудольф Сикорский не позволяет себе ляпов типа «А.Т. сменил на этой должности С.В., ушедшего в отставку в мае и не проработавшего в этой должности и года».
Вообще, интересно бы посмотреть материалы, которые были сняты из номеров ради «жареного». Эх, не могли подождать с арестом до августа, когда у СМИ наступит бестемье! А может, на август оставили кого-то «пожирнее»?..
Что богатому и влиятельному плохо, то «Красному пути» хорошо. На первом же развороте тихое ликование системной оппозиции выдают материалы о банкротстве «Мостовика», штрафе с «Омского каучука» и «Чехарде в «благородном» семействе». Последняя статья – об аресте Юрия Гамбурга («Ожидаемая развязка») и назначении Александра Третьякова («Кульбиты власти в спасении от напасти»). Она, кстати, делает более понятными обывательские подозрения в отношении арестованного: ну не может бизнесмен просто так взять и пойти в чиновники – у него непременно должен иметься какой-то корыстный интерес. Кстати, назначение Третьякова комми-аналитики уже называют «кадровой чисткой наследия Юрия Гамбурга».
У «Бизнес-курса», похоже, - новый любимый герой. Его (в двух лицах) вынесли на обложку с подписью «Тёмная личность. Пять причин, почему Александра Третьякова нельзя было назначать министром экономики».На мой взгляд, причина одна: министерство областной экономики – бесполезный искусственный орган, рудимент, оставшийся с советской власти, когда он назывался ГлавПЭУ. По этой же причине не должно быть министерства сельского хозяйства, которое ни на что не влияет, и ещё кучи министерств и ведомств, придуманных для трудоустройства людей сомнительной квалификации.
Предыдущая главная мишень журнала теперь под арестом, а его пленению успели посвятить только «Версию недели»: «Гамбурга задержали, потому что нашёлся Меренков?» Типичное для российских силовиков издевательское поведение – производить арест в выходной день, когда жертва не может связаться ни с адвокатами, ни с прессой, ни с близкими, – конспирологи трактуют, как необходимую защиту следователей от влиятельных друзей арестанта, которые «не будут же решать такие вопросы по сотовому».
В целом скользкая «версия» неизвестного автора со ссылками на собеседников, пожелавших остаться неназванными, вызывает чувство гадливости, как попытка «чекистского вброса».
Уважение к журналу хотя бы немного возвращает статья Павла Акимова «Где наши дороги?», опросившего известных экспертов, изучившего факты и задавшего вопросы. Если коротко – чудо, что у нас ещё есть хотя бы такие дороги.
«Ваш Ореол» в обзоре местных туристических маршрутов и вариантов «домашнего» летнего отдыха привычно сетует на дороги, констатируя, что омские сёла отрезаны друг от друга, если только не находятся на одной трассе, сохранившей рейсовые автобусы. Речной транспорт в области вообще ликвидирован, хотя по Иртышу когда-то добирались с севера на юг области и обратно.
Может, и это - дело рук Гамбурга?
Печатное «зеркало» БК вопреки обыкновению лишь сдержанно пересказало происходившее в зале суда, где принималось решение о продлении содержания под стражей. Только некоторые эпитеты выдают отношение автора к персонажу.
$IMAGE7-left$В «Деловом Омске» на эпитеты скупиться не принято, поэтому и статья «Земля под Гамбургом горит» не обошлась без намёков, экивоков и неслучайно выбранных слов. В этом бисероплетении можно разглядеть неприязненные взаимоотношения между Юрием Гамбургом и председателем облсуда Владимиром Ярковым, а также руководителями неких силовых структур.
Омск – город маленький. Тут все друг с другом или учились, или работали, или в баню ходили, или в одной «бригаде» состояли. Так что в любом деле просвечивает сведение личных счётов.
Единственная газета, которая оказалась выше этого – «Омская правда». То ли они номер сдали ещё в субботу, то ли поступил приказ от учредителя – правительства области, но в этом издании – ничего о Гамбурге и невзлюбившем его ФСБ. Хотя нет, об НКВД-КГБ-ФСБ есть кое-что. Странная статья о Юрии Андропове с воспоминаниями человека, никогда с ним лично не встречавшегося, но знавшего одного полковника, который того охранял.
Просто пособие на тему «Как создаются мифы». Хотя применительно к ВЧК уместнее слово «легенда».
Хочется верить, что Юрий Гамбург скоро выйдет на свободу. Возможно, он совершал управленческие ошибки и «помогал друзьям». Но даже если так, его демонстративное задержание в праздничные дни с пиар-поддержкой из Москвы выглядит сомнительным с точки зрения закона и мерзким - по-человечески. И сам он кажется не злостным расхитителем и уголовником, а жертвой интриг и заложником, от которого ждут согласия на какой-то очень нехороший обмен.
|