Омский Клуб Блогеров и Журналистов


Рубрики

Клуб [12]
Статьи, посвященные деятельности Клуба
Трибуна [22]
Дискуссионные материалы по актуальным общественным проблемам
Конфликт [8]
Аналитика [121]

Поиск

Актуальное

07.10.2015 Чаепитие без галстуков

Любопытное

Интересное

Опрос

Блогеры - это журналисты?
Всего ответов: 28

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи

Главная » Статьи » Эксклюзив » Трибуна

Тысяча кроликов так и не стали слоном
А были ли кролики?

Мне такие результаты не представляются неожиданными. На первый взгляд, событий, прямо или косвенно связанных с медийной сферой, в Омске за год действительно произошло много. Некоторые из них прямо-таки от подушки отрывали (слухи о смерти Губернатора); кое-что бурно и взахлёб обсуждалось в автобусах, курилках и даже на планерках (отдельные баталии «информационной войны»). Будь на месте фигурантов «войны всех против всех» какой-нибудь новый пылесос, его производители от такого повышенного внимания озолотились бы, а рекламисты, запустившие весь это механизм воздействия на сознание, безмерно гордились бы собой.

Но тут вот какое дело. Большая часть всех этих устрашавших нас событий в медиасфере на самом деле таковыми вовсе не являются. Это по большей части «информационные фантомы», псевдособытия, «информационный шум». Ну, в самом деле, можно ли считать событиями заявления «мы подадим на них в суд», «в их действиях усматривается коррупционная составляющая», «это сами журналисты придумали»?

Оказалось, да – возможно. Нужно твердить об этом на 5 телеканалах и в десятке печатных изданий.

И получаем результаты, в значительной степени предсказуемые. Из 25 позиций рейтинга (по пять событий или персон в каждой номинации) половина (12) прямо или косвенно посвящены не собственно медийным, а политическим псевдособытиям. «Инфовойна» попала почти во все разделы Рейтинга, став одновременно и «Событием» и «Анти - событием» прошлого года, «Загадкой года» и почти полностью заполнив своими фигурантами раздел «Анти - Персона» года.

Я бы сделал из этого обстоятельства следующие выводы. Во-первых, многих участников медиарынка, так воспринявших итоги года, в очередной раз обманули. Неплохо было бы вспомнить, что подобные баталии случались в Омске и ранее. И всегда много шумели об одном, чтобы незамеченным осталось что-то другое. Судя по мощности теперешнего «шума», трудно даже помыслить о том, что этот очередной задорный шум должен замаскировать.

Второй вывод еще более неприятен. Он не так заметен, но куда более важен (а для многих медийщиков – жизненно важен). Уставшее от ежедневных многократных залпов «инфовойны» население города ещё меньше будет доверять СМИ. Причем, это в равной степени коснется и «городских» СМИ и медиа-продукции «областников». А утраченное доверие, переводя на язык бизнеса, это еще большее падение рейтингов местных новостей, уменьшение тиражей, снижение эффекта рекламы…

Вот и получается, что кроликов (важных медийных событий) было маловато, или они так и не смогли перейти на новый уровень (не стали слоном - событием российского масштаба). Недоверчивых отправляю поискать омские события в информационных лентах новостей национальных СМИ.

«Слона то я и не приметил!»

Или, может быть, слоника. Всё-таки, кое-что, чем омским медийщикам можно гордиться, в прошлом году произошло, и Рейтинг это подтвердил. Более того, некоторые события вполне соответствуют общим тенденциям в российском медийном бизнесе.

Первая тенденция: медиа – это растущий бизнес. Омский медиа-бизнес подрос, стал более финансово независимым и более денежным (а чем иначе объяснить «дело» Дениса Кузнецова). И в отношении собственников к медиа-бизнесу наконец начинают превалировать деловые мотивы, а не отношение как к красивой игрушке (непростая судьба 22 дециметрового канала, где РБК вдруг обернулся «Домашним»). И переход на самостоятельное программирование «12 канала», хочется верить, решение, продиктованное соображениями бизнеса.

Вторая тенденция: медиа стремятся к независимости. Вопреки всему, возникают и даже завоевывают внимание и авторитет и омские независимые СМИ («НДС», журнал «Омский городовой») и интернет проекты (сайты «Омск политический», «Город-пень»). Кстати, именно «Город- пень», экологический проект Владимира Кунгурцева о деревьях, которые каждый день вырубаются в Омске, оказался новостью федерального масштаба и летом попал в новостной эфир ТВЦ.

Третья тенденция: власть учится использовать медийные ресурсы и маркетинговые подходы для нахождения уникального позиционирования (логотип Области, многочисленные выставки и конференции). Этот же тренд мы видим и в других регионах, а вот воплощение везде очень различное. Кто из региональных лидеров помудрее, вовсю старается встроить свою территорию в мировое разделение труда или найти культурную идентичность. А кто попроще, продолжают беготню за федеральными деньгами. Для всех региональных лидеров маркетинговые подходы абсолютно внове, результат пока не понятен даже в проекте.

Отдельные усилия областных властей на этом пути эксперты отметили. Впрочем, не слишком восторженно. Действительно, выставок и конференций на разнообразные темы (но непременно международных!) прошло немало, а экспертам они не почти запомнились, несмотря на участие иногда очень значительных фигур…

Не говоря уже о том, что об этих мероприятиях ничего ни печатали московские газеты и не показывали центральные телеканалы. С уверенностью скажу, что если бы к подготовке этих выставок, конференций и прочего привлекали не только «уполномоченных» специалистов, а действительно признанных авторитетов, Россия узнала бы об Омске много нового и хорошего! К примеру, помимо очень кисло оцененного экспертами 3D-рекламного журнала «Oxymoron», вполне можно было выпустить фотоальбом про Омск в формате 3D, а это уже уникальное событие, о котором непременно бы говорили и профильные российские СМИ и федеральные телеканалы.

Четвертая тенденция, грустная. Нарастают проблемы, с которыми сталкиваются попытки самоорганизации в медиасфере. Клубы, профессиональные объединения, даже общие ценности, тарифные соглашения и единые правила работы – не исчезли вовсе, но серьёзно буксуют («Клуб деловых журналистов», «Омский клуб», да и ОМС). Даже такие очевидные ситуации, когда необходимо поддержать кого-то из коллег по цеху в трудный момент, наталкиваются на недоверие и подозрительность (так и не созданный «Комитет защиты бизнеса от произвола» в поддержку Д.Кузнецова и других предпринимателей). А отдельные проявления «антисолидарности» (письмо руководителей некоторых омских СМИ против мэра и, следовательно, других СМИ) оценены многими экспертами как «омерзительные и недостойные».
***
Эксперты, впрочем, далеко не однозначно оценили все эти, даже вполне соответствующие самым передовым тенденциям, события года. Масса разноречивых оценок достались логотипу Омской области и его разработчикам. Это и «Загадка года», и «Провал года», а Станислава Иванченко многие назвали «Анти – персоной года». Трудно сказать, чего здесь больше: профессиональной ревности (зависти?) к разработанному проекту логотипа, несогласия с представленной концепцией, или неприятия самой методики реализации проекта. Многих омских медийщиков искренне и неприятно удивило, что вместо публичных обсуждений и привлечения местных профессионалов вся работа была проведена в традициях худших времён, когда изумленной публике внезапно была предъявлена некая волшебная картинка. Профессионалы маркетинга, несомненно, понимают, что сперва ищется и формулируется позиционирование территории, затем - характеристические особенности имиджа региона, и только после этого рисуются красивые картинки, логотипы и пр.

Очень хотелось бы надеяться, что дальнейшие разработки в сфере территориального маркетинга Омского региона пройдет с учетом мнений экспертов медиарынка, а в следующем Рейтинге эксперты будут рукоплескать успешному позиционированию региона!

«Кто вы, мастера медиа?»

Казалось бы, именно в этом разделе рейтинга должна быть наиболее энергичная борьба, и эксперты «навалят» десятки претендентов. Ведь в медиабизнесе так высока и значима личностная составляющая, так важны креативные творческие проявления…

Оказалось, не так всё просто.

Не то, чтобы достойных персон совсем не было, не было НОВЫХ достойных персон. В рейтинге 2010 года вполне заслуженно оказались лишь те деятели медиарынка, которые заняли свои лидирующие позиции уже достаточно давно и весьма прочно.

Целое десятилетие на наших глазах набирало мощь, влияние и авторитет в среде коллег агентство «Дэлфи». Теперь можно с уверенностью говорить, что это новый лидер в маркетинговых исследованиях в регионе, а известность «Дэлфи» давно перешагнула границы области.

Во всех этих – и многих других успехах – несомненная заслуга Евгении Климановой, создателя и бессменного руководителя «Дэлфи»! Первое место в Медиарейтинге -2010 досталось ей вполне закономерно, поскольку свидетельствует о грамотно выработанной стратегии развития. Её успехи в ушедшем году закономерны, поскольку, как отметил один из экспертов, «она знает, чего хочет, и хочет этого очень сильно!»

Виктор Корб, еще один победитель Рейтинга, тоже давно и хорошо известен как в омской медийной среде, так и в реальной российской политике. Инициатор, активный участник, горячий пропагандист практически всех объединительных и институциональных проектов в омской медиасфере почти за 20 лет (включая ОМС и её предшественницу – «Ассоциацию рекламного искусства», «добровольную сертификацию печатных СМИ» и пр.), последние годы активно занят различными интернет - проектами и отстаиванием гражданских прав в профессиональной среде, в Сети, в судах, на Театральной площади. Эксперты по достоинству оценили и профессиональную деятельность Корба, и его бескомпромиссную и твердую гражданскую позицию. Браво, Виктор!

Наталья Николенко, энергичный и успешный медиа-менеджер, оказалась в числе лидеров Рейтинга тоже вполне заслуженно. Созданный ею проект «Новости деловой среды» (НДС) за год превратился в единственную независимую площадку в местном телеэфире, оказаться в эфире которой почли за честь и министры регионального Правительства, и отъявленные радикалы.

Такие полузабытые в Омске журналистские жанры, как аналитическое интервью, возможность высказать своё мнение по любому вопросу без редакторской правки («своими словами»), «диалог в эфире» - вот что удалось Наталье Николенко в ушедшем году. Для продюсерских телепроектов в Омске всегда был слишком суровый климат. Традиции, заложенные когда-то «Банкнотой» и «Контуром», в наши дни доведены до абсурда в «Знаке качества» и «Соотечественниках». На этом фоне достижения «НДС» и Николенко ценны вдвойне!

Как это не удивительно, но Георгий Бородянский стал не только одной из «Персон года», но и оказался единственным «чистым» журналистом, попавшим в Рейтинг! Вот такие в нашем регионе особенности национальной журналистики: тут не в чести смелое перо, громкий голос, независимое мнение. А если это мнение еще и много лет регулярно печатается в известной всему миру «Новой газете», да рассказывает о действиях местных чиновников далеко не хвалебные оды, то – согласитесь - победа Георгия Бородянского дорогого стоит! Пожалуй, никто кроме него не приложил столько усилий к формированию имиджа региона в российских СМИ (не столько положительного, сколько правдивого). Низкий поклон и пожелания дальнейших успехов!

Очень симпатичная мне «Персона года» Елена Шиляева, как любая яркая творческая личность, вызвала как бурный восторг части экспертов, так и непонимание другой части коллег. Действительно, достижения Шиляевой за последние годы, хотя и многочисленны (победы в десятке различных конкурсов и фестивалей за различные телепродукты, включая почетные места в конкурсе социальной рекламы «ПОРА»), но как-то неприметны на фоне иных работ. Может быть, именно такое поведение (делать свое дело, а на создавать вокруг него шум) наиболее естественно для самой Елены. Её таланты не терпят суеты, зато благодаря этим незаурядным талантам Омск теперь имеет право гордиться собственной «Школой игрового кино» и «Юмористическим тележурналом «Попкорн». А этот тележурнал – всего лишь второй после «Ералаша» во всей огромной России. «Какими-то она пустяками занимается», - написал в анкете один из экспертов.

У меня другое мнение: побольше бы таких «пустяков», и из Омска перестанут «утекать» профессиональные медиа – специалисты (только среди моих знакомых за год уехало пятеро), а будут из Москвы и Питера бежать к нам!...

Юрий Шатилов,
сопредседатель ОМС, директор консалтингового агентства «Ладно»


Источник: http://omskmedia.ru/publ/1-1-0-28

Категория: Трибуна | Добавил: Kungu (02.02.2011) | Автор: Юрий Шатилов
Просмотров: 3182 | Теги: Шатилов, Бородянский, Корб, рейтинг, Омск, Николенко, Кунгурцев, медиа | Рейтинг: 0.0/0 |

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar

Поддержка

Метки

Омск клуб ОКДЖ Клуб Деловых Журналистов заседание Корб участники Аврора журналисты дискуссия власть Бизнес выборы СМИ солидарность Россия экология Дом Журналиста мероприятие произвол Кунгурцев Шатилов Новости сайт медиа ильина технологии Омская область Архитектура ОМСКИЙ КЛУБ брэнд позиционирование маркетинг москва Интернет блогер украина журналист память экспертиза семинар Полежаев АРИ периодическая печать Политика журналистика блоги конкурс ИРП сайты PR продвижение Аргументы и Факты пресса аналитика конфликт Выставка проект Timeless Адольф Зик чиновники юмор рейтинг исследования Клуб Блогеров Телевидение Культура Фотография Омский Клуб Блогеров блогеры жж город-пень ИРП-Сибирь фото газеты Вебкамера твиттер история образование Общество #Omsk 2013 Омск-300 Правое дело обзор журналы маразм дайджест видео печатная пресса акции еженедельники город маразмы блоготур специалист Мастерство кулинария пресс-центр круглый стол

Вход