Аудиозапись и текстовая расшифровка репортажа Татьяны Кондратовской для "Радио Свобода" о Леониде Филипповиче Романове, друге и однокашнике первого советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Только на следующий день после известия о полете Гагарина Леонид Романов узнал, что первый космонавт планеты - тот самый "Юрка Гагарин", который жил с ним в одной комнате студенческого общежития.
Леонид Романов: Вот когда объявили, буквально все аудитории в институте взорвались, все выскочили и чуть ли не обнимая друг друга. "Майор Гагарин, майор Гагарин". Ну, Гагарин - звучная фамилия и достаточно нередкая. Я на следующий день прихожу на работу, заскакиваю к ребятам в техотдел, а они говорят: "Так ты ведь тоже кончал Саратовский техникум! Ты Гагарина не знаешь?" Я говорю: "Как не знаю? Юрку?" - Да, - говорит, - Юрий Гагарин! Ну-ка давайте в газету! Конечно, Юрка...
С Гагариным мы познакомились в пятьдесят первом году, при поступлении в Индустриально-педагогический техникум "Трудовых резервов". Он в числе пяти ребят, окончивших Люберецкое ремесленное училище в Подмосковье по специальности формовщик-литейщик, приехал поступать как отличник, без экзаменов они поступали, только сдавали пробу в литейном цехе, выполняли работы...
До последнего времени Леонид Филиппович старался не афишировать свое знакомство с космонавтом номер один. Да и какие могут быть воспоминания про семнадцатилетнего парнишку, одного из девяти соседей по комнате? Вместе они проучились чуть больше года. Осенью 1952 года забрали во флот Леонида Романова, Саню Петушкова, живущего теперь в Саратове, Алексея Чугунова, осевшего в Южно-Уральске, и других друзей будущего космонавта...
Леонид Романов: "Мы, тридцать третий год. Нас призвали со второго курса. В том числе и его товарищей, с которыми он поступал. Он с тридцать четвертого года - он должен был быть призван в следующем году... На втором курсе прошел такой слух, что те, кто поступит в аэроклуб, призываться не будут. И, конечно, все стремились попасть в планерную секцию: летать! Гагарин подал заявление. Я с некоторой задержкой пошел подавать заявление, и когда подал в планерную секцию мне сказали "в планерную секцию набор уже закончен - есть места в парашютную секцию"...
Юрий Гагарин играл в баскетбол, отлично учился и успевал вместе с другими подрабатывать грузчиком. Стипендии не хватало, вспоминает Леонид Филиппович, вот и приходилось разгружать лес, щебенку, стройматериалы, таскать ящики на заводах..
Леонид Романов: "Вот Гагарин как-то приходит после разгрузки цемента - вся спина была в мелких кровоподтеках, просто сплошная ссадина! А жара, пот течет, цемент впитывается, а потом мешки по спинке-то елозят. Ну, вначале-то не чувствуется, а потом, хоть и больно, все равно надо доработать, потому что контракт подписан, баржу надо разгрузить, чтоб деньги получить..."
Главными чертами характера, запомнившимися Леониду Романову, были целеустремленность и увлеченность Гагарина.
Леонид Романов: "Вот что хорошо, так ярко выраженная черта - это увлеченность его спортом. Группа была сильная, хорошо училась, и он тоже выделялся и прилежанием, и добросовестностью, и успехами в учебе. Но из спортзала он по сути дела не вылазил - едва успевал, но все-таки успевал к занятиям готовиться. Он же в секции баскетбольной занимался. Несмотря на невысокий рост, выделялся энергией своей, неукротимостью какой-то. Капитаном баскетбольной команды стал техникумовской!.."
Как рассказывает Леонид Романов, будущие мастера профтехобразования не раз пытались искоренить мат. Решить эту проблему им весьма своеобразно.
Леонид Романов: "Раза два-три давали обещание: прекратим, прекратим!" Ну, решили дать клятву. Подписали текст присяги. Порхня Виктор, тоже в одной комнате жил, и Юрка Гагарин... "Клянемся изгнать из речи мат и т.д. И кто нарушит эту присягу, пусть распухнет его голова от щелбанов его товарищей!" Кто нарушит клятву - все тут же бросаются и начинают ему по щелчку... Порохня, он под балалайку играл марш, а мы три раза прошли вокруг стола комнатного. Но мат, как говорится, изгнали из своей речи. Практически...Может, где-то чего-то там и прорывались...
Что касается Гагарина, то, не приукрашивая, не потому что хочется сказать хорошее о нем, а просто я не помню, чтобы его били. Вот честно! Или он мало находился среди нас, так как поздно приходил из спортзала. Или взял под контроль свое поведение и свою речь..."
Для всех бывших однокурсников смерть Гагарина стала шоком и остается нераскрытой тайной. Собирая информацию и обсуждая ее, друзья пришли к выводу: Юрий Гагарин не мог сам погибнуть - его убили. Кому-то стал неудобен независимый популярный космонавт, к словам которого прислушивались и в Советском Союзе, и за границей. Свою версию гибели космонавта Леонид Романов не скрывает.
Леонид Романов: "Разговоры доходили, что Гагарин часто и, может быть, злоупотреблял в разговорах тем, что отмечал особые заслуги Хрущева в развитии космонавтики. И прямо они называли, что отцом русской космонавтики практически является Никита Сергеевич Хрущев. А когда пришел Леонид Ильич Брежнев, и некоторые программы стали сокращаться, недостаточно стали выделять средств на развитие программ, чтобы опередить американцев и первыми высадиться на Луну. По-видимому, устные предупреждения не возымели действия, и спецслужбы решили прибегнуть к как говорится "нет человека - нет проблемы". Вот из этих разговоров все, вроде бы, к этому подходит. Вот Гагарина предупредили, что они вместе с полковником Серегиным должны предстать назавтра, по случаю присвоения им очередных воинских званий генерала. Кто-то Гагарину сказал, что неплохо было бы сбросить вес, а у него жирок появился. А лучшим способом сбросить вес было полетать "на сверхзвуке". На следующий день была нелетная погода. Серегин запрещал ему. Гагарин настаивал. - Тогда и я с тобой полечу, разделю риск! Ну и полетели... Итог мы с вами знаем. Потом были публикации экспертов, что сколько-то им не хватило, секунд или долей секунд, выйти из пике, но мне кажется, что все это задним числом прячутся концы в воду. И еще один факт в подтверждение этого - что до своей гибели он в течение достаточно длительного времени не выезжал за границу, значит, его не выпускали, хотя приглашений, наверняка, первому космонавту было достаточно!.."
Для Леонида Романова космонавт Юрий Гагарин навсегда остался семнадцатилетним Юркой, соседом по комнате, которому удалось реализовать общую мечту и полететь. Кто-то из бывших друзей написал о нем книгу воспоминаний. Кто-то дает интервью о своей дружбе с первым космонавтом. Леонид Романов стесняется своих воспоминаний и не любит давать интервью, потому что его Юрий Гагарин какой-то не героический и совсем обыкновенный, простой парнишка из Люберецкого ремесленного училища...
|