Признаки болезни могут накапливаться долго, проявляться по одному или вообще не проявляться. И вдруг обнаруживается какая-то мелочь, и все понимают - вот оно! Проблемы в экономике многие способны ощутить только через свой кошелек или холодильник. Проблемы отраслей или сегментов могут вообще не проявляться.
Как "простому человеку" понять, что дела в медиа-сфере идут плохо? Да никак, вроде бы. Ан нет. Достаточно спуститься в подземный переход на Маркса-Лермонтова и обнаружить, что, кажется, уже поздно пить боржоми. Накануне Дня омской журналистики на самом "центральном" киоске печатной прессы появилось объявление: "Продается".
Обыватель не замечает, что тиражи газет и журналов (вместе с рекламными, корпоративными и т.п.) даже по официальной статистике постоянно уменьшаются. Даже сами журналисты редко общаются со своими директорами и рекламными менеджерами, которые стонут от роста накладных расходов, уменьшения числа заказов и невозможности повысить собственные цены. Эксперты медиа-рынка, давая оптимистичные прогнозы, оговариваются: "Хуже уже вряд ли будет".
Казалось бы, какая мелочь - закрылся ларек, открылся ларек. Для работы газетного киоска не нужно даже оформить сертификат: купи патент, закупай прессу дешевле и продавай дороже. Делов-то.
Но информация - специфический товар. Журнал кроссвордов может лежать десятилетиями и не утратить потребительских свойств, у новостей же другой жизненный цикл. Газета недельной давности становится макулатурой, упаковкой или подстилкой. Продавец газет заинтересован в продаваемом, интересном И если свежие газеты и журналы не покупают, значит, они устарели или стали ненужными уже на печатном станке.
Как ни прискорбно, но закрытие одного ларька может оказаться симптомом болезни - уже неизлечимой - рынка местной прессы. Хотя и хочется ошибиться.