Сергей Костарев вчера в своем ЖЖ поделился забавной историей класса ЗПС ("закон парности событий"): о том, как он во время кратковременного посещения Москвы, обдумывая вопросы конкурса по "Омской Крепости", которыми он сейчас занимается, во время пересадки в метро нос к носу столкнулся с Ефимом Фрейдиным, лидером инициативной группы "Открытая Крепость", также занимающейся вопросами развития пространства культурно-исторического центра Омска.
Но эта история, конечно, не идет ни в какое сравнение с той, которая случилась сегодня со мной. Рассказываю по порядку, как говорят в нашем кругу "в стиле Митрича", чтобы не упустить важных деталей.
Напомню, что я в составе группы OMSQ решил принять участие в конкурсе "Омская крепость. Городское пространство" с концепцией "Омский Парк - Omsk Square". Две недели тому назад Татьяна сдала ватман с графической частью нашей заявки в офис Минкульта на Гагарина. Потом эту картинку с удовольствием использовали и организаторы конкурса, и телевизионщики, и интернет-журналисты. Но при оформлении экспозиции ее без согласования с нами почему-то ужали до размера А4, сведя на нет все преимущество живой авторской графики на листе А1. При этом, в электронном варианте организаторы даже не удосужились заменить предварительный вариант иллюстрации на более качественный, имевшийся в их распоряжении.
Кроме многочисленных нарушений принципа равенства в оформлении выставки, мы обнаружили и еще целый ряд грубых нарушений правил проведения конкурса. Решив, что в такой ситуации наше участие в нем лишь легитимирует произвол и имитацию "общественного участия", мы приняли решение об отзыве заявки группы OMSQ с конкурса, о чем поставили в известность оргкомитет официальным письмом, потребовав снять нашу работу с конкурса и вернуть переданные материалы. Оргкомитет и генеральный менеджер конкурса грубо проигнорировали наше требование, сделав вид, что его не было. Они не только не сняли нашу работу с экспозиции в краеведческом музее, но и включили ее в онлайн-голосование, также оформленное крайне неряшливо, с грубыми ошибками, исключающими любую возможность сколько-нибудь релевантного определения результатов. Душевных сил и времени для скандала у меня нет, поэтому я просто сделал еще одну зарубку на память об абсолютно неадекватном и недостойном отношении своих бывших коллег к важному проекту и к собственным обязательствам. Из головы вылетела даже мысль о том, что мы хотели побыстрее забрать оригинал иллюстрации к концепции... А сегодня мы с Татьяной, сдав сразу два важных отправления в офисе FedEx на Щербанева, в благодушном настроении прогуливались по Гагарина. И тут меня осенило: "А почему бы нам прямо сейчас не забрать наши бесценные материалы в Минкульте, раз уж мы тут оказались?" Заходим. Татьяна поднимается на второй этаж, искать концы нашего злосчастного листа ватмана, зная, что самый ответственный чиновник Олег Свиридовский в отпуске, но надеясь, что "его девушки", которые принимали ватман, смогут нам помочь в розысках. А я остался дожидаться в холле, тестируя обретенную недавно игрушку - дешевенький смартфон от МТС.
Пока искал на карте и в списке Минкульт, чтобы выполнить обязательный чекин, краем глаза заметил, как мимо меня по лестнице пробежала энергичная дама, бросившая на ходу вахтеру "Я - в инспекцию по охране памятников". А через несколько минут услышал как она недалеко от холла разговаривает с человеком, с голосом, похожим на голос министра культуры Виктора Лапухина. И обращается к нему "Виктор Прокопич". Видит бог, никакого намерения специально подслушивать этот разговор у меня не было. Но он состоялся в публичном месте и имел безусловную общественную важность, поэтому считаю своим долгом поделиться его содержанием, близким к оригиналу:
Культурная дама: "Виктор Прокопич, это ведь очень важный вопрос, ведь если ничего не делать, погибнут бесценные памятники!"
Человек с голосом министра культуры: "Мы же уже серьезно занимаемся этим. И уже вот-вот вынесем на коллегию проект по их восстановлению".
КД: "Это очень хорошо. Но надо, чтобы итоговый проект составлялся на основе разработок группы Каримова, с учетом всех ценных дополнений и предложений..."
ЧГМК: "Конечно, конечно! Мы ведь не случайно именно Альберта Минихановича определили руководителем этой группы. Я сразу мэру сказал, что только Каримов может с этим справиться. Он-то, точно, сделает то, что нужно, пока другие могут только языками молоть".
КД: "Виктор Прокопич, но нужно обязательно, чтобы и представлял готовый проект в Москве сам Альберт Миниханович. Если Вы не знаете, он великолепный докладчик, и лучше него с этим никто не справится!"
ЧГМК: "Разумеется. Так и будет. Мы уже решили, что представлять проект будет Каримов"...
Дальше они, похоже, куда-то переместились и разговор перешел на другие темы. Но мне было вполне достаточно и этого. Теперь, как принято говорить, пазл сложился окончательно. Все мои предостережения и скептические прогнозы, против которых я сам боролся всеми силами, подтверждаются и сбываются на 146%!
Если не предпринять решительных мер и не заявить решительный ультиматум от активной и ответственной части городского сообщества, опять восторжествует стандартная схема принятия решений в интересах чиновничества и узкой группы лоббистов распила бюджетных средств, умело прикрытая завесой в виде дешевой имитации "общественного участия".
В этот пазл вписывается и игра в молчанку или в отписки со стороны чиновников. И умелое разыгрывание ролей "доброго и злого начальников" губернатором Назаровым и мэром Двораковским. И раскольническая деятельность проф. Костарева, сорвавшего важнейшие договоренности о консолидированных действиях в угоду личным амбициям... Картинка на этом пазле - мрачно-унылая: это жуткое, зловонное болото, из которого Омск не может вырваться уже третье десятилетие, это крест, поставленный на городе, на его перспективах и мечте об интересном развитии, о комфортной и интересной жизни активной части горожан, да и на его истории и культуре тоже, потому что без полноценной жизни и без развития, и весь культурно-исторический пласт Омска обречен на разрушение и забвение.
Хватит мудрости и решимости разрушить этот пазл, смешать карты в пошлой лоббистской игре, гробящей город в угоду сомнительным интересам узких групп и корпораций, и начать, наконец, выстраивать схемы реального общественного интереса и непосредственного включения городского сообщества в решение ключевых вопросов развития Омска? Надежд на это остается всем меньше.
Примечания: - Проект возрождения культурно-исторического комплекса "Омская крепость" при финансовом содействии Минкульта РФ подается как совместная инициатива-договоренность губернатора Омской области Назарова и министра культуры Мединского.
- Альберт Каримов - академик архитектуры, бывший главный архитектор Омска, руководитель официальной рабочей группы, созданной во исполнение постановления губернатора по согласованию с мэром для разработки концепции и проектной документации проекта "Омская крепость".
- Инициативная группа "Открытая Крепость" в составе архитектора Ефима Фрейдина, журналиста Павла Акимова и социолога Виктора Корба отрабатывает схему вовлечения активной части городского сообщества в процесс выявления и реализации его интересов на примере проекта развития культурно-исторического центра Омска как общедоступного и общезначимого пространства городских событий.
- Конкурс "Омская крепость. Городское пространство" инициирован экологом Сергеем Костаревым после его разрыва с ИГ, в которую он входил на начальном этапе, с заявленной целью "получения видения пространства Омской крепости жителями (представления о желаемой организации исторического центра Омска как общественного пространства)".
|