Омский Клуб Блогеров и Журналистов


Рубрики

Разное [29]
Заметки омских блогеров, не нашедшие других рубрик.
Юмор [32]
События [35]
Заметки о реальных событиях в Омске или с видом из Омска...
Аналитика [14]
Аналитические материалы в формате дневниковых записей.
Публицистика [42]
Заметки омских блогеров на общественно-политические темы.
Клуб [32]
Материалы о клубном взаимодействии блогеров и журналистов

Поиск

Актуальное

19.10.2018 20 октября - Лекторий в Штабе Навального: «Как уличные протесты формируют гражданское общество»

Опрос

Как нашли сайт?
Всего ответов: 58

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2011 » Декабрь » 19 » Русская революция как Эдипальный Комплекс
Русская революция как Эдипальный Комплекс
13:41
Русская революция как Эдипальный Комплекс (Петр Разумов) www.lacan.ru

В этой скромной работе мне бы хотелось вернуть в интеллектуальный оборот главный политический текст XX века, сборник статей о русской интеллигенции под редакцией Бердяева «Вехи». Значение его сразу оценили современники, в том числе вождь мирового пролетариата Ленин, который был крайне раздражён. Смысл его раздражения очевиден: он был задет, его уличили. А вот в чём, нам и предстоит разобраться.

Интеллигенция, кажется, кается. Но в чём её вина? Вина в ложно понятом чувстве стыда. Её источник авторам статей не ясен, но если применить психоаналитический инструментарий ко всему корпусу текстов и ситуации вообще, кое-что всё же удастся заметить. Во-первых, революция в России делалась сверху, т. е. не царём, разумеется, но всё же относительно привилегированным классом: дворянами начиная с декабристов и разночинцами начиная с Герцена. Собственно угнетённые этого самого гнёта, казалось, не ощущали, и только в результате работы политтехнологов типа народников простой человек (сначала крестьянин, затем — рабочий) оказался вовлечён во всеобщее движение. Что с психоаналитической точки зрения двигало всю эту массу?

«Вехи» отвечают на этот вопрос: чувство вины. Вины перед народом. Но так ли это надо понимать сейчас? Кто были разночинцы? Это некий средний слой, образовавшийся в России на волне капитализации общества, но поскольку рыночные отношения в доиндустриальной России ещё не сложились и старая элита продолжала пребывать во власти, эти люди оказались лишними. В полуфеодальной России XIX века было два занятия для образованного (читай: знатного) человека: это статская служба либо военная. И то, и другое было неким служением сюзерену, продолжала действовать средневековая социальная номенклатура. Разночинец же просто оказывался не у дел, интеллектуальный труд, на который он был способен, ещё не был востребован.

И вот в виду этого революция и захлёстывала этот лишний класс. 
Автор Дмитрий Олейник

Здесь уже можно отметить, что покинутым в российской социальной системе оказывается вовсе не народ, якобы угнетаемый, а всё тот же производитель идеи угнетения и носитель чувства вины: революционная интеллигенция. И корень этого чувства вины легко усмотреть. Это и будет та самая покинутость, которую ощущает новообразованный класс по отношению к отцу-царю.

За что же отец был убит? И почему его смерть не привела к возникновению нового общественного договора?
Во-первых, потому, что капиталистические отношения ещё не сложились, а старые формы общественного устройства деформировались, но не отменялись. Но это объяснение марксистского извода мало что объясняет в плане психологии.

Занять место отца—вот желание субъекта, вовлечённого в эдипальную драматургию. Но это место занято, потому свято. Именно амбивалентность отношения к отцу в результате и смиряет отпрыска с мыслью, что таким, как тот, ему не быть. Кажется, произошло следующее: на место отца встал не интеллигент, как этого требовало его желание, а народ, потому что интеллигент, отождествившись с ним (народом), его на это место как бы пропустил.

То есть в символическом плане произошла именно революция, смена элит. Отец убит, а народ на его месте. Но осуществил её не народ, который вообще в этой схватке не участвовал, а интеллигенция. И в структуре новой власти, пройдя сквозь жерло самопоедания, интеллигенция таки оказывается привилегированным классом.

Позднесоветское общество, как это ни парадоксально, обслуживает именно её интересы. Здесь уже выход к проблематике контрреволюции в СССР и роли в ней интеллигенции, о её мотивах и причинах самоликвидации, но ограничимся пока XIX – началом XX века.

Итак, чувство вины, которое обуяло прогрессивную интеллигенцию к концу XIX века, приводит к убийству отца. И чувство вины не последует, а предшествует этому обстоятельству. Теперь попробуем обрисовать этот конфликт по-другому. Вернём эдипову треугольнику третью вершину — мать. Материнская роль народа здесь очевидна. Народ любит власть и того, кто её представляет. Новоиспечённый претендент на это место требует у народа такой же безответной любви, но сталкивается с известным сопротивлением. Будучи в заблуждении, что заняв место отца, он эту любовь обретёт, интеллигент свергает отца, но вместо того, чтобы занять его место, создаёт новый культ, то есть женит народ и власть, как бы испугавшись кровосмесительной связи и умывая руки после столь тяжкой рокировки.

Здесь интересны два момента. Во-первых, полная уверенность интеллигента в том, что любовь существует, просто по каким-то причинам она досталась не ему. И, во-вторых, то, что обиженный отпрыск ищет некой третьей любви: он добивается любви отца, но её не находит. Он добивается любви матери, вступая в схватку с отцом, но она ему ненужна. И оказывается, что он ищет любви вообще, некого допубертатного или даже внутриутробного рая (коммунизма), когда роли не определены и всё пребывает в каком-то спутанном единстве.

Именно здесь, кажется, и заключается русская беда и русский грех. В неумении быть взрослым, любить и то, и другое (отца и мать), но и себя, обретая себя в этой возможности как субъекта и как личность. Уважение ещё не нашло своих границ, произвол желаний раздирает социальный организм на противоречия и конфликты, всё рушится, не имея оснований во взаимосвязи частей целого.

Не здесь ли мы по сию пору и не пора ли проанализировать себя и других в себе?
Категория: Публицистика | Просмотров: 2532 | Добавил: Kungu | Теги: интеллигенция, постсоветский, революция. эдитов комплекс | Рейтинг: 0.0/0 |

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar

Поддержка

Метки

Омск клуб ОКДЖ Клуб Деловых Журналистов заседание Корб участники Аврора журналисты дискуссия власть Бизнес выборы СМИ солидарность Россия экология Дом Журналиста мероприятие произвол Кунгурцев Шатилов Новости сайт медиа ильина технологии Омская область Архитектура ОМСКИЙ КЛУБ брэнд позиционирование маркетинг москва социология Интернет блогер украина журналист память экспертиза семинар Полежаев АРИ периодическая печать Политика журналистика блоги конкурс ИРП сайты PR продвижение пресса аналитика конфликт Выставка проект Timeless чиновники юмор рейтинг исследования Клуб Блогеров Телевидение Культура Фотография Омский Клуб Блогеров блогеры жж город-пень ИРП-Сибирь фото газеты Вебкамера влиятельность твиттер история образование Общество #Omsk 2013 Омск-300 Правое дело обзор журналы маразм дайджест видео печатная пресса акции еженедельники город маразмы блоготур специалист Мастерство кулинария пресс-центр круглый стол

Архив

Календарь

«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Вход